Ориентир — на признание покупателей


В 2024 году органам торговли Беларуси исполняется 100 лет со дня образования. Пройдя непростой путь развития, торговая отрасль занимает одно из важных мест по вкладу в валовый внутренний продукт страны.

Немного истории

На вековом пути развития отечественная торговля преодолела многие трудности — разруху 1920-30-х годов, военное лихолетье, послевоенное восстановление, годы тотального дефицита, переход от плановой экономики к рыночным отношениям. И на современном этапе она столкнулась с шоковым воздействием — пандемией коронавируса, санкционной политикой Запада. Но сфера справилась и с этим. Никто из нас не почувствовал дефицита товаров и услуг, чему способствовала колоссальная работа правительства, МАРТ и профильных министерств и организаций по выстраиванию новых логистических цепочек, переориентированию производителей на импортозамещение, ценовому регулированию.

1C9A9360.JPG

— До 1990 года торговое обслуживание населения нашего района осуществляла потребительская кооперация, — сделала экскурс в прошлое заместитель председателя Вороновского райисполкома Галина Шарко. — За 80 лет существования она испытывала подъемы и спады, но в любых условиях не изменяла своему предназначению — удовлетворению потребностей сельского населения.

Вороновский филиал Гродненского облпотребобщества — это многоотраслевая система, объединяющая розничную торговлю, общественное питание, заготовки, рынок, транспорт, производство, услуги. В сфере работают 46 торговых объектов, 7 автомагазинов, 7 предприятий общественного питания. За весомый вклад в развитие торговли района в 2009 году коллектив Вороновского райпотребобщества был награжден высшей наградой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь — Почетным дипломом «Бронзовый Меркурий».

— Новых форматов торговли сейчас множество — супермаркеты, дискаунтеры, онлайн-платформы, доставка товаров на дом. Замечательно, что сфера значительно шагнула вперед, — рассуждает Ядвига Маргелевич, почти два десятка лет занимавшая должность специалиста отдела экономики Вороновского райисполкома. — Начало моей работы продавцом пришлось на конец 1980-х — годы стабильности, роста и развития потребкооперации. В 1990 году Вороновский райпотребсоюз занял первое место в Советском Союзе по торговому обслуживанию сельского населения в системе Центросоюза. Затем сложный период начала девяностых — время почти тотального отсутствия товаров, низкая покупательская способность населения.

1C9A9082.JPG

Предприимчивые остались в сфере

В тяжелые 1990-е начал зарождаться новый вид деятельности — коммерческий. В числе первых бизнесменов «лихих девяностых» был директор ЧТПУП «Минитеремок» Франц Вильбик.

изображение_viber_2024-07-25_11-33-16-039.jpg

— Мой бизнес начался с деревянного ларька на автовокзале, где торговал всем понемногу — импортными сладостями, напитками, аудиокассетами, табачными изделиями, косметическими средствами, парфюмерией. Товар покупал на рынках Минска или Вильнюса. Ночью ездил закупаться — днем продавал.

Многие помнят, как приходили в ларек за лакомствами «Чупа-чупс», «Love is…», «Fanta» и «Snikers», музыкальными сборниками популярных хитов. Здесь продавалась даже сахарная вата.

— Полученную прибыль вкладывал в товар и в дальнейшее развитие бизнеса. Неподалеку строилось здание под будущий магазин, но открылось оно как кафе «Теремок». В то время объектов для досуга не хватало в районном центре, последовал совету знакомых работавших в системе потребкооперации. Одолжил денег — и рискнул, — улыбается Франц Антонович. — Новое дело также осваивали вместе с супругой Людмилой — занимались снабжением, приготовлением блюд, обслуживанием посетителей. Лет через десять переформатировал «Теремок» под строительный магазин.

В ногу со временем

Сегодня в Вороновском районе сформирована развитая инфраструктура торговли и общественного питания. Функционирует более 230 объектов общей площадью 8,9 тысячи квадратных метров, 20 общедоступных объектов общественного питания почти на 760 посадочных мест. С розничной торговлей связал свою деятельность 61 индивидуальный предприниматель.

1C9A8921.JPG

1C9A4363.JPG

Только за шесть месяцев текущего года на территории Вороновского района открыто 6 новых магазинов — «Mark Formelle», «Лариоле», «РroЗапас» в Вороново, «РroЗапас» в аг. Бенякони, после строительства введен в эксплуатацию магазин беспошлинной торговли в международном пункте пропуска «Бенякони», «Трокелянка» — в аг. Трокели, «Мария» — в д. Бастуны. В 2023 году в нашем районе через все каналы реализации продано товаров на сумму 107 млн рублей, или 5 100 рублей на одного жителя района при среднеобластном показателе 5 500 рублей.

Благодаря разнообразию предложений и конкуренции между сетями магазинов, потребители могут выбирать лучшие товары по оптимальным ценам. Бесспорно, современная торговля доставляет удовольствие от покупок, ассортимента и сервиса.

1C9A2136.JPG

IMG_5503.JPG

Ставка на село

Должное внимание уделяется вопросу обеспечения сельского населения разнообразным ассортиментом товаров.

Помимо функционирующих в деревнях стационарных и автомагазинов, к торговому обслуживанию населения подключились сельхозпредприятия — им принадлежат 12 объектов торговли и общественного питания. В лидерах — КСУП «Гирки». У сельхозпредприятия шесть профильных объектов — 3 магазина, кафе, столовая, автолавка. Выездной торговлей охвачены более 30 населенных пунктов Гирковского, Заболотского, Мисевичского сельских советов с численностью жителей 3 157 человек. В общей сложности на торговых площадях всех объектов КСУП размещено около 40 тысяч товаров.

В деревню смело инвестирует частный бизнес. Третий месяц в аг. Трокели работает магазин «Трокелянка». Его соучредители — жительницы Лиды Ольга Мельник и Виолетта Тимошенко. Подруги, многодетные мамы решили вложиться именно в глубинку.

1C9A9229.JPG

— Идея открыть собственное дело созревала долго. Конечно, сомнения были. Уверенности в реализации задумки придавал небольшой опыт на прежнем месте и то, что нас двое. Случайно узнали о пустующем в аг. Трокели здании, побеседовали с местными жителями, а затем началось решение юридических аспектов: заключили договор аренды, зарегистрировали объект, включились в торговый реестр, получили лицензию. Параллельно занимались косметическим ремонтом. Затем закупили необходимое оборудование, — рассказала Виолетта.

— Предлагаем покупателям около 1 000 наименований товаров. При формировании ассортимента и установлении режима работы учитывали пожелания местных жителей. Даже название магазина — это их подсказка. Работаем до позднего вечера без выходных и перерывов на обед, — дополнила Ольга.

Женщины отмечают, что магазин востребован у населения, это чувствуется. Пока Ольга и Виолетта здесь и продавцы, и уборщики, и грузчики. Немного раскрутятся — и сформируют необходимый штат. К слову, общее дело они планируют расширять. Но интригу, где появится еще один магазин, пока не раскрыли. А на вопрос, стоит ли открывать продуктовый магазин в глубинке, ответили единодушно:

— Нужно пробовать. Тем более, для этого созданы все условия — внесенные в феврале 2024 года изменения в Указ Президента №345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» направлены на поддержку малого бизнеса на селе. Они предусматривают льготное налогооблажение.

IMG_9785.JPG

На праздничной ноте

— Символично, что профессиональный праздник работники торговли отмечают в самое теплое время года, поскольку и сама сфера торговли и общественного питания согрета теплом человеческого общения, — убеждена Галина Шарко. — Выражаю искреннюю благодарность всем представителям торговой сферы за добросовестное отношение к своим обязанностям, доброжелательность к потребителям, социальную ответственность бизнеса перед обществом. Чтобы удержать достигнутые результаты, перед всеми нами стоят непростые задачи — привлечь покупателей, удовлетворить их запросы, обеспечить ассортиментную и ценовую доступность потребительских товаров, повысить уровень обслуживания.

1C9A8926.JPG

Ольга ВОРОБЬЕВА.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.